Абитуриенту (Аспирантура) 40.06.01. Юриспруденция.

 

Юридический факультет

Кафедра "Конституционное и муниципальное право"

40.06.01 Юриспруденция

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Профессиональный стандарт: ФГОС ВО, утв. Приказом Министерства образования и науки №1538 от 05.12.14

Вступительные испытания: собеседование по Конституции РФ, экзамен по философии, экзамен по иностранному языку

Уровень подготовки: аспирантура

Форма обучения: очная

Количество бюджетных мест: 3

Количество платных мест: 2

Стоимость обучения: 336,5 тысяч рублей в год, 162,0 тысяч рублей в год (со скидкой)

Срок обучения: 3 года

   

Профессиограмма

 

40.06.01 Юриспруденция
«Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право»

Программа аспирантуры представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную вузом на основе ФГОС ВО - Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по соответствующему направлению подготовки с учетом потребностей регионального рынка труда. 

Описание профессии

Юрист по образованию в России рассматривается как специалист, получивший фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Это юрист широкого профиля, который по характеру образования предназначен к выполнению любой работы, признаваемой юридической и к выполнению многих иных видов деятельности, которые по своему содержанию не являются юридическими, но близки к ней.

Профессиональные обязанности юриста формируются на основе нормативно-правовых актов различного уровня (Конституция РФ, Федеральные Законы, иные подзаконные нормативно-правовые акты, включая локальные), а также правоприменительных актов.

Доминирующие виды деятельности. Кем может работать выпускник 

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры: 
  • научно-исследовательская деятельность в области юриспруденции; 
  • преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования. 

Область применения профессиональных знаний. Где может работать выпускник. 

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает разработку и реализацию правовых норм, проведение научных исследований, образование и воспитание, экспертно-консультационную работу, обеспечение законности и правопорядка. 

Профессионально важные качества

Способности:

  • логическое, аналитическое мышление;
  • высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины)
  • хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течении длительного времени сосредотачиваться на определенном виде деятельности);
  • высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти-
  • вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);
  • способность убеждения;
  • развитие коммуникативных навыков (навыки общения с людьми);
  • склонность к исследовательской деятельности;
  • хорошие познания в разных областях наук;
  • высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному);
  • способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации;
  • умение вести переговоры.

Личностные качества, интересы, склонности:

  • организованность;
  • уверенность в себе;
  • честность и порядочность;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • эрудированность;
  • деловая хватка;
  • объективность;
  • коммуникабельность;
  • хорошая интуиция;
  • эмоционально-психическая устойчивость;
  • энергичность;
  • настойчивость, принципиальность;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • умение быстро восстанавливать работоспособность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности

  • отсутствие интереса к выполняемой работе;
  • нерешительность;
  • неумение быстро принимать решения;
  • неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям):
  • нечестность;
  • непринципиальность:
  • неспособность глубоко осмысливать происходящее;
  • непогашенная судимость.

Условия работы. (- работа в помещении или вне помещения; - мобильная (подвижная) или сидячая.)

Юрист работает в помещении, чаще всего в оборудованном рабочем кабинете. У него активный, высокоинтеллектуальный труд, требующий организованности, собранности, умения выделять самое существенное и одновременно концентрации внимания на деталях, тонкостях в текстовых документах и материалах при работе с большим объемом информации. Главные средства труда юриста: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Юрист сам принимает решения в рамках поставленных задач, с учетом нормы закона.
Из особых условий труда юриста следует отметить высокий моральный уровень ответственности за качество работы, за сделанные рекомендации и выводы. Юристы могут работать самостоятельно и в коллективе.

Перспективы и преимущества профессии на современном рынке труда

Профессия юрист считалась престижной во все времена, ибо юристы всегда были особо уважаемы в обществе.  

Большинство ведущих и высокооплачиваемых должностей страны требуют именно юридического образования. Упорный труд и постоянное самосовершенствование, а также безупречная репутация обеспечат неуклонное продвижение по карьерной лестнице. Известные адвокаты, генеральные прокуроры и судьи начинали свою деятельность на скромных постах. 

Большая часть самых высокооплачиваемых вакансий на территории федерации требует наличие юробразования. Начиная от обычного консультанта в муниципальной конторе, путем упорства и саморазвития можно достичь должности генерального прокурора или арбитражного судьи. Но для этого придется сильно постараться. Только кристальная репутация, раскрытие громких дел и время. Максимум упорства и терпения. И работа «в кармане».

Должность юриста востребована в разнообразных юридических инстанциях. Суд, прокуратура, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел. И это только государственные структуры. Не говоря уже о частных адвокатских и юридических конторах, которые оказывают помощь в правовых делах физическим и юридическим лицам.

    

Перечень изучаемых дисциплин

 

Дисциплина

Краткое описание

1 курс

История и философия науки

Возникновение социально-гуманитарного научного знания; основания научного знания (идеалы и нормы науки, научные картины мира, эволюция философских оснований науки); междисциплинарные взаимодействия различных областей научного знания, синергийные эффекты этого влияния; методы современной постнеклассической науки: синергетики, глобального эволюционизма; основная хронология важнейших открытий в различных областях социально-гуманитарного научного знания; научные революции, основные научные картины мира, история отдельных научных дисциплин и основные дисциплинарные онтологии; динамика важнейших идей в истории становления научной методологии в отдельных областях знания.

Иностранный язык

1.  Виды речевых действий и приемы ведения общения.
1.1.  Передача фактуальной информации:
1.2.      Передача эмоциональной оценки сообщения:
1.3.      Передача интеллектуальных отношений:
1.4.      Структурирование дискурса:

2. Фонетика. Интонационное оформление предложения: словесное, фразовое и логическое ударения, мелодия, паузация; фонологические противопоставления, релевантные для изучаемого языка: долгота/краткость, закрытость/открытость гласных звуков, звонкость/глухость конечных согласных и т.п.

3. Лексика. Лексический запас аспиранта (соискателя) должен составить не менее 5500 лексических единиц с учетом вузовского минимума и потенциального словаря, включая примерно 500 терминов профи­лирующей специальности.

4. Грамматика Порядок слов простого предложения. Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Союзы и относительные местоимения. Эллиптические предложения. Бессоюзные придаточные. Употребление личных форм глагола в активном и пассивном залогах. Согласование времен. Функции инфинитива: инфинитив в функцииподлежащего, определения, обстоятельства. Синтаксические конструкции:оборот «дополнение с инфинитивом» (объектный падеж с инфинитивом);оборот «подлежащее с инфинитивом» (именительный падеж синфинитивом); инфинитив в функции вводного члена; инфинитив всоставном именном сказуемом (be + инф.) и в составном модальномсказуемом; (оборот «for + smb. to do smth.»). Сослагательное наклонение.Модальные глаголы. Модальные глаголы с простым и перфектныминфинитивом. Атрибутивные комплексы (цепочки существительных).Эмфатические (в том числе инверсионные) конструкции в форме Continuousили пассива; инвертированное придаточное уступительное или причины;двойное отрицание. Местоимения, слова-заместители (that (of), those (of), this,these, do, one, ones), сложные и парные союзы, сравнительно-сопоставительные обороты (as ... as, not so ... as, the ...).

Педагогика и психология высшей школы

Современное развитие образования в России и за рубежом; педагогика высшей школы в системе высшего образования; основы дидактики высшей школы; формы и методы обучения в вузе; педагогическое проектирование и педагогические технологии; воспитание в педагогическом процессе   вуза; особенности развития личности студента; типология личности студента и преподавателя; межгрупповые отношения и взаимодействия: нормативность поведения и групповая сплоченность

Методология науки и методы научных исследований

Внутреннее строение научно-исследовательской деятельности. Объект исследования. Предмет исследования. Цели задачи исследования. Постановка проблемы. Исследовательские средства. Общенаучная методология. Конкретно-научная методология. Методики и техника научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов (методики) проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, их оценка, формулирование выводов. Методология диссертационного исследования.

Научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Содержание научно-исследовательской деятельности аспирантов состоит в:
- выявлении и формулировании актуальных научных проблем, требующих углубленных профессиональных знаний в области предпринимательского права;
- разработке программ научных исследований и разработок, организации их выполнения;
- разработке методов и инструментов проведения исследований, исходя из целей конкретного исследования, и анализе их результатов;
- участие в разработке совместно с другими членами коллектива общих научных проектов;
- разработке организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов, оценке и интерпретации результатов;
- поиске, сборе, обработке, анализе и систематизации информации по теме исследования;
- подготовке обзоров, отчетов и научных публикаций по теме исследования;
- подготовка и проведение семинаров, научно-практических конференций; написание статей, редактирование и рецензирование научных публикаций.

2 курс

Конституционное право. Конституционный судебный процесс. Муниципальное право

Содержанием дисциплины является сфера конституционно-правового регулирования общественных отношений, взаимоотношений личности, общества и государства, общественных объединений, организации и деятельности органов государственной власти, местного управления и самоуправления, институтов непосредственной демократии, а также сущности и роли конституции в правовой системе, конституционного развития государств, иных аспектов конституционного процесса, конституционного контроля, конституционной ответственности, конституционных форм, государственного и территориального устройства.

Дисциплина включает научные знания о конституционно - правовом закреплении принципов деятельности конституционного суда, стадий конституционного судопроизводства, видов и порядка собирания доказательств, положения субъектов конституционного судопроизводства, видов и юридической силы актов органов судебного конституционного контроля, порядка их реализации.

В содержание данной специальности включается научно-правовое системное исследование исторических, формально-юридических, методологических, методических, теоретических, прикладных, понятийно-категориальных и сущностно-содержательных юридических проблем правового регулирования функционирования органов местного управления и самоуправления, особенностей муниципально-правовых институтов, субъектов и объектов муниципального права, принципов организации публичной власти на местах.

Академическое письмо

Академическое письмо занимает центральное место в комплексе дисциплин, составляющих академическую грамотность. Овладение навыками и приемами создания научных текстов различных типов является неотъемлемой частью подготовки аспирантов к научно-педагогической деятельности.

В ходе изучения аспирант ознакомится с эффективной коммуникацей в академическом сообществе; изучит основные принципы построения научного текста и подготовки его к публикации; научиться создавать научные тексты в соответствии с выбранным профилем и темой кандидатской диссертации. Содержание работы аспиранта над академическим текстом определяется темой кандидатской диссертации.

Местное самоуправление: организационно-правовые основы и практика их реализации

В рамках дисциплины изучаются институт организационных основ местного самоуправления, законодательство, регулирующее порядок непосредственного осуществления местного самоуправления населением, проблемы правоприменительной практики в соответствующей области, судебной защиты права на участие в решении вопросов местного значения.

Защита прав человека

Конституционное признание Российской Федерациоей прав и свобод человека на уровне международно-правовых стандартов, в качестве высшей ценностипредполагает необходимость их надежного обеспечения и защиты со стороны государственных органов власти.

При изучении данной учебной дисциплины аспиранты получают необходимые знания о правах человека; изучают внутригосударственные механизмы и процедуры защиты прав человека; изучают систему международно-правовой защиты прав человека, ее развитие, сочетание универсальных и региональных механизмов, осуществляющих функцию обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Дисциплина "Защита прав человека" позволяет осмыслить различные стороны правовой защиты как составлной части правового регулирования, выявить новые аспекты ее воздействия на общественные институты, уточнить понятийный аппарат правозащитных институтов развличных отраслей права.

Научно-исследовательская практика

Содержание научно-исследовательской деятельности аспирантов состоит в:
- выявлении и формулировании актуальных научных проблем, требующих углубленных профессиональных знаний в области предпринимательского права;
- разработке программ научных исследований и разработок, организации их выполнения;
- разработке методов и инструментов проведения исследований, исходя из целей конкретного исследования, и анализе их результатов;
- участие в разработке совместно с другими членами коллектива общих научных проектов;
- разработке организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов, оценке и интерпретации результатов;
- поиске, сборе, обработке, анализе и систематизации информации по теме исследования;
- подготовке обзоров, отчетов и научных публикаций по теме исследования;
- подготовка и проведение семинаров, научно-практических конференций; написание статей, редактирование и рецензирование научных публикаций.

Педагогическая практика

Педагогическая практика является обязательной составной частью профессиональной подготовки аспирантов к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении и представляет собой вид практической деятельности по осуществлению учебно-воспитательного процесса, включающего преподавание дисциплин, организацию учебной деятельности студентов, научно-методическую работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности.

Место проведения практики: кафедра конституционного и муниципального права ЮФ СВФУ

3 курс

Конституционное право. Конституционный судебный процесс. Муниципальное право

См. выше

Научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

См. выше